ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. (Щёткин А.В., 2010г).
Исследователь И.Г.Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. (Мигунова Е.В., 2009).
Содержание программы «Юный артист» направлено на:
- Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание нравственных начал;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.
Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра в театр.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
«Юный артист»
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Создать условия для творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
- Учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей.
-
Методологические положения программы
Программа дополнительного образования «Юный актёр» разработана на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72 занятия.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет). Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.