Муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение

  ДЕТСКИЙ САД № 1

муниципального образования Кореновский район 

г. Кореновск

 

 

МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район

МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район

Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Ленина, 92

Телефон

8(86142)4-70-20

8(86142)4-65-11

Эл. почта mdoby1@list.ru

Выборы Президента России 17 марта 2024 года
Выборы Президента 17 марта 2024 года

Кружок "Речевой этикет"

Кружок "Речевой этикет" 

Программа кружка «Речевой этикет»

Пояснительная записка

 

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность. 
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией  характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету. 

Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета;  формирование коммуникативных способностей  дошкольников. 

Задачи программы:

- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т.д.);

- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

 

Рабочая программа составлена на основе технологии Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет», которая  выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.

Достаточное количество времени отводится  заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

 

 В итоге проведённой  работы дети должны научиться:

 - Пользоваться правилами поведения в обществе;

- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.